Образовательный процесс

Преемственность дошкольного и I ступени общего среднего образования

Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования 1. Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты» 2. Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612 3. Положение об учреждении дошкольного образования (постановление МО РБ от 25.07.2011 № 150) 4. Положение об учреждении общего среднего образования (в редакции постановлений МО РБ от 04.02.20 04 №9, от 10.04.2014 №38, от 27.11.2017 №148, от 03.03.2018 № 10) 5. Образовательный стандарт. Дошкольное образование (постановление МО РБ от 15 августа 2019 г. № 137) 6. Образовательный стандарт начального образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2018 № 125 ) 7. Постановление Министерства Здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. N 206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и утративших силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63, от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35, от 03.05.2018 № 39) 8. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 "Об утверждении Санитарных норм и правил "Требования для учреждений дошкольного образования" и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов". Информация для родителей будущих первоклассников Порядок организации приема детей в первый класс В соответствии с пунктом 95 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования от 20.12.2011 №283 (в редакции от 02.12.2019 № 180), прием документов в 1 классы УОСО осуществляется с 12 июня по 15 августа. При наличии свободных мест документы могут быть поданы до 28 августа. В первую очередь в I классы УОСО принимаются дети, проживающие в микрорайоне данного УОСО. При наличии свободных мест в УОСО могут приниматься дети, проживающие в иных микрорайонах. Заявления от родителей (законных представителей) детей, проживающих в микрорайоне УОСО, совместно с иными документами, установленными статьями 159 и 270 Кодекса, принимаются в соответствии с утвержденным графиком лицами, определёнными ответственными за прием документов. Заявления от родителей (законных представителей) детей которые не проживают в микрорайоне данного УОСО принимаются руководителем УОСО в период с 12 июня по 15 августа во время приёма граждан и регистрируются в специально отведенной для этих целей книге регистрации заявлений. Документы, необходимые для приема в первый класс (п. 1 ст. 159, ст. 270 Кодекса Республики Беларусь об образовании): • заявление от имени законного представителя несовершеннолетнего; • медицинская справка о состоянии здоровья учащегося; • копия свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность ребёнка; • заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (если имеется). Прием документов, установленных статьями 159 и 270 Кодекса, от родителей (законных представителей) детей для зачисления в I класс УОСО на свободные места осуществляется в порядке очередности подачи заявлений в период с 16 по 28 августа года приема. В случае обращения до 12 июня к руководителю УОСО родителей (законных представителей) детей, которые не проживают в микрорайоне данного УОСО, заявление регистрируется как обращение гражданина, на которое дается ответ в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращении граждан и юридических лиц». В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании ст. 159 п. 2 «В первый класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в первый класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года». Памятка "Как подготовить ребёнка к школе" Готовность ребёнка к школе определяется тремя основными аспектами: физическое развитие, психологическое развитие, интеллектуальное развитие . 1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ • Прививайте ребенку интерес к спорту и занятиям физкультурой. Лучше всего здесь работает личный пример. Находите время на активные занятия с детьми дома и на улице. • Предложите ребенку попробовать разные спортивные секции: плавание, гимнастику, единоборства, танцы. Пусть он выберет то, что ему действительно понравится. 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ • Учите ребенка управлять эмоциями и мыслить позитивно. o Поясните ребенку, что проблем бывает много. Но если мыслить позитивно, то будет проще взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти правильный выход. o Подойдите к вопросу осознанно: моделируйте разные жизненные ситуации и помогайте ребенку вместе разобраться, как стоит поступать в том или ином случае. • Тренируйте внимание и умение концентрироваться. o Учите ребенка всегда доводить начатое до конца. Давайте ему задания, которые реально выполнить в течение получаса. Выбирайте не только любимые дела, но и те, где ребенок может сопротивляться. Если удалось сосредоточиться на поставленной задаче хотя бы на 20 минут и довести дело до результата, вы справились. • Воспитывайте ответственность и развивайте силу воли. o Учите мечтать, ставить цели и добиваться их, несмотря на трудности. Сначала помогайте внешними стимулами, но поясните, что самая сильная мотивация – его собственная. o Поручайте ребенку взрослые задания. Пусть у него будет свой перечень закрепленных дел по дому: полить цветы или вытереть пыль, выгулять или покормить домашнего питомца. • Приучайте к дисциплине o Приучайте ребёнка самостоятельно умываться и одеваться, заправлять кровать, убирать игрушки и книги. Для этого придумайте увлекательную игру, где все действия станут частью большого приключения-квеста: выполняйте их на скорость, зарабатывайте бонусы, делитесь достижениями друг с другом, добавьте смешные ритуалы. 3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ • «Зажгите» познавательный интерес o Стимулируйте к изучению нового: в книгах, видеосюжетах, дома и на прогулке. o Организуйте ребенку разнообразный досуг, чтобы они понимал, сколько в мире нового и интересного, о чем ему предстоит узнать. • Развивайте речь и умение общаться. o Учите ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми, задавать и отвечать на вопросы. o Важно научить умению слушать, аргументировано доказывать свою точку зрения и получать удовольствие от самого процесса общения. o Тренируйте ребёнка пересказывать небольшие рассказы, учите понимать смысл произведения, рассказывать историю по картинке. o Расширяйте словарный запас ребёнка o Разбирайте с ребёнком фонетический состав слова. Находите слова с определённым звуком (например, слова с буквой «с»). Учите разбивать слова на слоги. Не лишним будет учить его выделять глухие и звонкие, мягкие и твёрдые звуки. • Развивайте логическое мышление. o Регулярно выполняйте нестандартные задания и решайте с ребёнком задачи на логику. Дополнительная польза: у ребенка формируется усидчивость и привычка доводить начатое дело до конца. o Развивайте у ребёнка умение обобщать и разделять предметы по признаку. Учите группировать предметы по общему признаку и называть, что объединяет и отличает указанные предметы: овощи, фрукты, животные, ягоды, транспорт, посуда и так далее. Следует учить его отличать живое и неживое, женский и мужской род. • Расширяйте знания ребёнка об окружающем мире. o Ребёнок должен знать своё имя и фамилию, возраст, свой день рождения, имена родителей и их профессии, домашний адрес, название страны и столицы. o Формируйте у ребёнка общие знания о природе: времена года, время суток, дни недели, дикие и домашние животные, птицы, базовые знания растений. • Развивайте математические навыки. o Учите ребёнка счёту (вплоть до 100), выполнению элементарных операций на сложение и вычитание в пределах первого десятка, умению соотносить цифру и реальное количество предметов, знанию геометрических фигур.
развернуть

Методическая копилка

План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты: Задачи деятельности учреждения образования на учебный год. Научно-¬методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по повышению психолого¬педагогической компетентности родителей и включению их в образовательный процесс). В соответствии с должностными обязанностями, определенными ЕКСДС, воспитатели дошкольного образования должны изучать условия жизни и воспитания воспитанников, а также планировать, организовывать и проводить воспитательную, образовательную и оздоровительную работу, направленную на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями при реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении. Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционно¬развивающая работа планируется и осуществляется педагогом¬психологом, учителем¬дефектологом). Закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования). Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1--й и 2-¬й прогулках, активный отдых). Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие), планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом учреждения дошкольного образования, учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия, тема занятия, программные задачи, источники планирования. Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определенное своеобразие. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту, предусмотреть дифференцированные задания для детей, в том числе задания коррекционной направленности. Нерегламентированная деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная – в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая). В учреждениях образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (задачи деятельности учреждения образования на учебный год; научно¬-методическое обеспечение; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) разрабатывать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) – на каждый день недели месяца. При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий. Источник: ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "Об организации в 2020/2021 учебному году образовательного процесса в учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью"
развернуть