Советы учителя- дефектолога

Памятка для родителей «10 способов достучаться до ребенка- аутиста»

Памятка для родителей «10 способов достучаться до ребенка- аутиста»

 

         Диагноз «аутизм» – огромный удар для родителей. Но нужно знать, что есть большая вероятность, что такой  малыш полностью адаптируется к   социуму (если у ребенка сохранен интеллект).  Большинство детей,  которые   прошли реабилитацию, живут полноценной жизнью. Но чтобы достичь таких успехов, с каждым малышом  должны    заниматься коррекционные педагоги, а  роди-тели  должны приложить максимум усилий дома.  Главное — не  замыкаться вокруг  своего ребенка,  не избегать   друзей, путешествий с ребенком — не становиться  аутичной семьей.   Ребенка  нужно  активно   вводить  в  социум. Кроме того, нужно ставить реальные задачи. Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок-аутист пошел   в обычную школу, но нужно ставить перед  собой   цели на ближайшее будущее.   Если вам  сейчас  нужно, чтобы ребенок сам ел или ходил на горшок, самостоятельно одевался или раздевался — занимайтесь именно этим:

Запаситесь терпением

      Нужно понять, что такому ребенку очень сложно жить в нашем мире и ему нужно намного больше внимания, чем обычному ребенку.

Показывайте разницу

       Например, в той же песочнице, покажите, что сухой песок не лепится, а из мокрого – прекрасно получаются пирожки.

Будьте последовательны

   Если педагог устанавливает для ребенка определенные правила, четко придерживайтесь их и дома. Например, чтобы остановить ребенка, хлопните в ладоши или возьмите за руку. Этого должны придерживаться все домочадцы.

Учите подражать

    К сожалению, у аутистов нарушен элемент подражания, поэтому им сложно играть в куклы, варить кашку, делать пирожки и смириться, что, кроме них, в песочнице есть другие дети. Но гулять с аутистом отдельно – ошибка. Нужно медленно, но уверенно учить его подражать. Например, делая пирожки, уделите каждому этапу день-два. Сегодня – набираем песок в форму (а не высыпаем на голову другому ребенку!), завтра – переворачиваем ее и т. д.

Занимайтесь спортом

   Лечебная физкультура способствует развитию мозга и координации движений. Дома вы можете практиковать с малышом различные прыжки: на одной ножке, на скакалке, спрыгивание с бревна . Также можно лазать по лесенкам, приседать, кружиться. Это не только укрепляет здоровье, но и дает понимание понятий право -лево, верх-низ.

Научитесь отказывать

   Приучайте ребенка к словам «нет», «нельзя». Иначе малыш не поймет, что некоторые его поступки причинят боль – он будет толкать детей на площадке или бить маму и т. д.

Соблюдайте ритуалы

   Например, приучая ребенка к горшку, нужно высаживать его всегда в одно и то же время, вместе с ним выливать содержимое в унитаз, мыть руки, вытирать исключительно его полотенцем.

Также проигрывайте каждую игру

   Проигрывать каждую игру нужно несколько раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и чтобы игра превратилась в ритуал.

Играйте в контактные игры

   «Ладушки», «ку-ку», «зайчик» – такие примитивные развлечения помогают  развивать тактильные навыки.

Не балуйте малыша!

   Дети-аутисты великолепные манипуляторы, а вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому старайтесь не выполнять всю работу за них.

Информацию подготовил  учитель-дефектолог  Бенкевич Г.А.

 

свернуть

Выкарыстанне вершаў для адпрацоўкі правільнага вымаўлення гукаў

Выкарыстанне вершаў для адпрацоўкі правільнага вымаўлення гукаў

 

Каб навучыцца правільна, чыста і выразна размаўляць на роднай мове дзецям неабходна чуць правільнае і прыгожае маўленне. Вершы беларускіх паэтаў і малыя формы вуснапаэтычнай творчасці з'яўляюцца найлепшым сродкам для адпрацоўкі ў дзяцей правільнага вымаўлення беларускіх гукаў, дакладнай дыкцыі, галасавога апарату.

Слуханне і выразнае расказванне мастацкіх твораў уплывае на фарміраванне правільнага вымаўлення гукаў ў самастойным звязным маўленні, развівае маўленчы слых і маўленчае дыханне, адпрацоўвае уменне выкарыстоўваць умераны тэмп і выразныя інтанацыі.

Вершаваная пабудова твора дапамагае дзіцяці расказваць яго без асобых намаганняў, захоўваючы пэўны рытм. Рыфма палягчае запамінанне паэтычнага твора, спрыяе дакладнаму і правільнаму вымаўленню гукаў.

Адзначу, што патрэбна выкарыстоўваць вершы толькі ў тым выпадку, калі гук у дзіцяці ўжо пастаўлены, але ѐн не ў дастатковай ступені аўтаматызаваны і замацаваны.

Работу па замацаванні правільнага вымаўлення гука можна планаваць як уранку, так і ў другую палову дня. 

Разам з тым, вершы пашыраюць уяўленні дзіцяці аб навакольным свеце, спрыяюць развіццю ў дзіцяці інтанацыйнай выразнасці маўлення.

Шыпячыя, санорныя, свісцячыя гукі часцей за астатнія вызываюць ў дзяцей цяжкасці вымаўлення. Вершаваныя творы з гэтымі гукамі дапамогуць Вам замацаваць іх правільнае вымаўленне.

Гукі Ш, ДЖ, Ч, Ш, ШЧ

На шашы і ля шашы

Што хвіліны на шашы

Шумна, як на кірмашы.

Шоргат,

Шорах,

Шум птушыны.

За машынаю машына.

Нешта шэпча

Шына шыне.

Шпак шыкуе

На шыпшыне.

А пад шатамі ў цішы

На ляшчыне спарышы.

У капелюшы спарыш,

Пашукай спарыш, малыш!

Шпарка па шашы ў кашы

Пашыбуюць спарышы.

Шэпча шустрая шаша:

-- не спяшайцеся, ша-ша.

 Р. Барадулін

Воўк

Хвошча, хвошча дождж,

Воўк схаваўся ў хвошч.

Хвост пад хвашчом,

А сам пад дажджом.

 В. Вітка

Пасярод двара

Пасярод двара – гара,

На вяршэчку – сані.

А хто што дастане –

Гаварыце самі.

Сонечка – саначкі,

Верачка – вяровачку,

А малы Іваначка –

Скорагаворачку.

 В. Вітка

Снегам шорсткім, свежым

Заваліў дарожкі снежань.

 М. Пазнякоў

Па шумлівай, вірлівай шашы

Трыццаць тры самазвалы прайшлі.

 М. Пазнякоў

Мяшкі вавѐрка восенню пашыла,

Грыбоў, арэхаў, шышак насушыла.

 М. Пазнякоў

Мышка ў шалашы

Сенам шапаткім

У шалашы,

Мышка шустрая,

Уночы не шуршы.

 М. Пазнякоў

- Чапля чорная ўначы

Дзюбу чысціла ў руччы.

- Чорных чапляў не быва!

- А ты слухай і маўчы!

Бо навокал крумкачы

Заспявалі: чы-чы-чы!

-Крумкачы так не спяваюць!

- А ты слухай і маўчы!

Пад ялінкаю квачы

Зайкам мазалі лычы.

- Дык зайцы ж лычоў не маюць!

- - А ты слухай і маўчы!

 С. Сокалаў-Воюш.

Мой дружок

Сеў дружок мой

На лужок,

На ўзлесак-беражок,

З’еў дружок мой

Піражок

І зайграў сабе

Ў ражок.

Туі звяры, пачуўшы, выйшлі, Селі побач

У кружок.

 С. Валодзька.

Гукі Р, Л

Рак

Рак поўз паўз барак,

Сустракае рака грак:

--Здароў, рак, дай руку,

У раку завалаку

В. Вітка

Кобра

Улавілі кобру,

Пасадзілі ў торбу.

Калі ў торбе кобра –

Гэта вельмі добра.

 В. Вітка

Скача грак

Так і сяк

Наўскасяк

Скача грак

Кракавяк

 

Скача так

З грачыхаю,

Што шпак

Ад пылу чыхае.

 Ул. Скарынкін

Крот

Хадзіў певень на падворку

І знайшоў скорагаворку:

Падрыў крот

Крывы плот,

Рые норку

Ў агарод.

 

Трэ пастрашыць недарэку:

--Ку-ка-рэ-ку! Ку-ка-рэ-ку!

 

Затаіўся ў норцы крот –

Як зямлі набраў у рот.

 В. Вітка

Летам Тамара

Гербарый сабрала

 М. Пазнякоў

Караліна Валеру

Падарыла акварэлі,

А Валера Караліне

Падарыў букет вяргіняў.

 М. Пазнякоў

Вырасцілі Фрол і Лора

Боб, фасолю, памідоры.

 М. Пазнякоў

Расцвілі ў бабулі Фросі

Гладяѐлусы і флѐксы

 М. Пазнякоў

Забялела грэчка ў полі,

Загулі над грэчкай пчолы.

 М. Пазнякоў

Рэк закрыўшы берагі,

Красавік заліў лугі.

 М. Пазнякоў

Крочыць водарным верасам

Шчодры, радасны верасень.

 М. Пазнякоў

Вецер рад у лістападзе

Пагуляць у голым садзе.

 М. Пазнякоў

Варона

Выхвалялася варона:

--Я жыву ў зялѐнай кроне клѐна.

Хутка восень завітала,

Крона клѐна голай стала.

 М. Пазнякоў

Акуляры

У Варвары – акуляры,

Акуляры да твару Варвары.

 М. Пазнякоў

Бандэроль

Бандэроль брат Браніслаў

Барысу з Браслава прыслаў.

 М. Пазнякоў

Варона

-- Кар-р! Кар-р-равул! –

Закаркала варона.—

На др-р-рэва лезе Р-р-рома.

Тр-р-рэба Р-р- Рому р-ратаваць,

Бо зваліцца не мудр-р-рона

І руку зламаць.

 М. Пазнякоў

Гукі С, З, Ц

Повен хлявец

Белых авец.

Добра жывецца,

Лѐгка жуецца.( Зубы.)

 В. Вітка

За тры вазы дзеразы

Купіў тата тры казы.

А ці кожнаму вядома –

Па чым козы ішлі дадому? ( па дарозе, па зямлі)

 В. Вітка

Шэсцьдзесят

Сарачанят

Пагуляць зайшлі

Ў дзетсад.

 В.Вітка

Зай на ўслончыку сядзеў,

Зай на вуліцу глядзеў.

Пагуляць Зай папрасіўся.

Дзед падумаў,

Пагадзіўся.

 В. Лукша

 

Падрыхтаваў настаўнік-дэфектолаг:  Г.А. Бенкевич

Спіс выкарыстанай літаратуры:

  1. Дубинина, Дина Николаевна. Родныя вобразы ў паэтычным слове: дапам. для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашк. адукацыі: у 2 ч.;Ч. 1, с. 103-110, -Мазыр: Белы Вецер, 2008
свернуть

Развиваем речь ребёнка

1. Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.

2. Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.

3. Первый образец речи для ребёнка — это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья - первая школа.

4. Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова - это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.

5. Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова – заменители, такие как ням - ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.

6. При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребёнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.

7. Следите за появлением и развитием речи вашего ребёнка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребёнка обращайтесь к специалистам.

8. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребёнка.

9. Не перегружайте ребёнка речевым материалом. При чтении объясняйте ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.

Информацию подготовил: учитель-дефектолог   Бенкевич Г.А.

свернуть